Коренные народы Дальнего Востока: Традиции встречи гостей

    На территории региона живут оленеводческие народы: коряки, эвены, эвенки, ороки. Но все же очень важная пища здесь — рыба, морская и проходная, то есть поднимающаяся из моря по рекам для нереста. Одной из таких крупных рыболовных артерий является река Амур с притоками, которая кормит живущих на ее берегах нанайцев, ульчей, нивхов, негидальцев, орочей. Не менее важно рыболовство для народов Сахалина и Камчатки — ительменов, коряков, камчадалов.

     

     

    В пищу народами Дальнего Востока рыба употребляется во всех возможных видах — квашеной, вяленой (юкола), вареной. Очень распространены рецепты рыбных блюд с ягодами, например толкуша.
    Тихий океан богат морской и проходной рыбой, и культуры, которые возникали и на Дальнем Востоке России, и на Северо-Западном побережье Тихого океана, в Северной Америке, имеют ряд сходств. Очень продуктивное рыболовство дает достаточно ресурсов для оседлого образа жизни (рыболовы строят постоянные деревянные жилища), но проходная рыба — ресурс менее надежный, чем одомашненные растения и скот, и рыболовы в большей мере зависимы от «милостей природы». Им важно поддерживать связи с другими людьми, животными, различными природными силами, духами — хозяевами мест, поскольку от них зависит доступность пищевых ресурсов.

    Большую роль в установлении таких связей играет еда. Известно праздничное ритуальное блюдо нивхов, которое называется мос (или мось), — студень из рыбьей кожи. Это блюдо преподносилось реке во время путины  — таким образом через дар священной пищи устанавливалась связь с хозяином моря, который слал ответный дар — рыбу. Мосом кормили духов, когда вселялись в новый дом, это блюдо оставляли покойникам, им же кормили медведя во время медвежьего праздника.

    Медвежий праздник — обычай, характерный для ряда таежных народов Евразии: от саамов на западе до нивхов и айнов на востоке. Варианты праздника делят на «западные», когда охотники добывают медведя в лесу, и «восточные» (характерные для народов Дальнего Востока), когда медведя для праздника выращивают в поселке.

    Ритуал медвежьего праздника довольно сложен и состоит из множества элементов. Медведя несколько лет выращивают в поселке, где живут представители одной патрилинейной родственной группы (то есть счет родства ведется по отцовской линии). Они по очереди кормят медведя, который считается их родственником. Гостями на медвежий праздник приглашаются свойственники (например, зятья), которые, в свою очередь, берут с собой своих свойственников. Гостей с почетом встречают и основательно угощают. Хозяева («родичи») кормят медведя в последний раз, после чего его убивает кто-то из гостей, то есть человек, не состоящий в прямом родстве с ним. С медведя снимают шкуру, и мясо разделывают. Мясо варится в котле — едят его только гости, тогда же проходит ритуал кормления головы медведя. В последний день медвежьего праздника забивают несколько собак (также предварительно хорошо их накормив), и медведь в их сопровождении, груженный подарками, отправляется к духу-хозяину тайги и гор — Пал-ызну (тем самым устанавливается связь и с ним).

    Весь мир в представлении человека традиционной культуры пронизан социальными отношениями между людьми, животными, духами. Солнце обязуется давать людям свет и тепло; море или «хозяин» моря — рыбу; тайга — зверя, ягоды, орехи. У людей есть ответные обязательства и обязательства друг перед другом. Социальные связи нужно поддерживать, и угощение с обменом подарками играет в обрядах актуализации этих отношений не последнюю роль.

    👇 Подробнее о традициях коренных народов Дальнего Востока 👇

    Поиск событий